Новости
Первый слет юнморов
Первый всесоюзный слет юных моряков прошедшим летом состоялся в Петрозаводске. Это важное по многим статьям событие совпало с двумя знаменательными датами в жизни города — 41-й годовщиной освобождения от фашистских захватчиков и днем рождения Петрозаводска, который, кстати, был заложен Петром Первым в один год с Петербургом.
Приуроченность слета к празднествам имела для него, увы, не только положительные стороны. Конечно, юным морякам лестно было участвовать в параде и торжественном церемониале, приятно было любоваться фейерверками и наблюдать, как разворачивается театрализованное представление «Десант Победы» с щедрым включением военной пиротехники. Онего закрыла дымовая завеса, гремели взрывы, ревели бронекатера и вполне натурально вспыхивали на воде огненные смерчи, а с неба падали в нарядную толпу горожан спортсмены-парашютисты. И это представление, и парад кораблей, в котором юные моряки участвовали наравне с военными, запомнятся ребятам на всю жизнь. Но торжества отняли два дня от деловых встреч, рабочих семинаров. Сожаление только тем определялось, что проблем в мореходстве самых юных наших граждан оказалось так много, что за пять дней трудно было наметить пути их решения.
Мне очень долго пришлось бы представлять всех участников. Клубов юных моряков (КЮМ) в стране насчитывается более 130, и от двух третей из них прибыли представители. Даже с берегов Тихого океана и Иссык-Куля. Как правило, это были небольшие команды с капитаном-наставником или директором КЮМа. Почти тысяча человек.
Многие экипажи пришли на слет по воде. Восемнадцать ребячьих судов встали на рейде города и у причалов в Петрозаводском порту.
Были здесь представители ГДР, Польши и даже США, Нечто похожее на кюмовское движение есть во многих странах, и зарубежный опыт нам может быть очень полезен. Скажем, опыт «Погорим» — польской баркентины, в недавнем прошлом собравшей на борту польских, советских и американских ребят. И не экзотическая сторона таких плаваний привлекла внимание участников слета, а организационная. Вспомнили, как много возникло бюрократических преград, чтобы советские ребята вошли в состав команды «Погорим».
Если судить об общем характере деловых встреч, то надо отметить единое стремление — подняться на несколько ступенек выше сегодняшнего уровня КЮМов. Всех не устраивает то, что во многих клубах страны вместо плаваний и конкретного флотского ремесла ребята вынуждены ограничиваться лишь изучением плакатов и учебных пособий — флота вообще нет. Даже там, где он есть, морская практика зачастую загнана в рамки скучной программы, разработанной Государственным комитетом СССР по народному образованию. Я не знаю другого такого ведомства, которое могло бы перещеголять чиновников от просвещения по части составления инструкций и циркуляров. Нашему школьнику предписано все: когда проснуться и чихнуть, чем заняться, что читать, когда лечь спать и какие сны смотреть. Только сами-то школьники на эти предписания всегда и везде «чихали» и, разумеется, правильно делали. Чем дальше в КЮМах отходят от инструкций, тем интереснее, содержательнее становится жизнь. В целом же кюмовское движение утонуло в циркулярном омуте.
Как все приглашенные на слет, я получил неимоверных объемов пакет рабочей документации, мой портфель затрещал по швам. Скажем, только на разрешение одного вопроса, например, оплаты труда работников КЮМа, команды учебного судна или детского пароходства, исписаны горы бумаги; приказы (нескольких министерств), приложения, дополнения «об изменении порядка» . Сколько же было вариантов, сколько народа скрипело над ними перышками, сколько леса ушло на бумагу. Ну а предписаний по поводу «каким должен быть КЮМ» и того больше. Выдали мне «брошюру» под 300 страниц, где все разложено по полочкам. Даже строевая подготовка включена.
И все-таки... Отдадим должное Госкомитету по народному образованию. При всех издержках он остается пока первым и главным попечителем детского мореходства. К тому же, и сам слет был организован прежде всего по его инициативе. Он больше других ведомств выделяет средств на КЮМы, морские кружки и секции Правда, подобного рода морская практика входит в разряд внеклассной школьной работы, как и любой кружок, скажем. Дворца пионеров. Вот информация из одного полученного мною «просветительского» документа: «Охват более 40 600 детей»... Что в переводе с канцелярского языка означает число школьников, которые так или иначе приобщены к морскому делу.
Мы имеем все основания смотреть на этих ребят, как на резерв нашего флота — военного и гражданского, морского и речного. Именно такой подход к проблеме профориентации отличает ММФ СССР, МРФ РСФСР. Их детские морские учреждения привлекательны прежде всего уходом от просветительского стереотипа. В таких КЮМах занимается 11 600 школьников. Кстати, в их число входят и три клуба Министерства культуры СССР. Отрадно, что ведомство, призванное поднимать культуру нашего общества, сохранило заботу о юных моряках. Российское мореплавание и кораблестроение были когда-то весомой составляющей нашей общей культуры, а нынче утратили много добрых традиций и свою значимость. Возродить морскую культуру, преобразовать любительский флот, помочь подрастающему поколению освоить накопленный многими поколениями опыт мореплавания — задача глобальная. Касается она не только ведомств, а каждого, кто причастен к морю и корабельному делу. Первый слет юных моряков страны эту задачу четко обозначил. Оказалось, что для ее решения есть и силы, и резервы.
В первую очередь захотелось побывать у ветеранов кюмовского движения, и я отправился к причалу Петрозаводского порта. Судам юных моряков пассажирские лайнеры уступили здесь почетнов место. Школьная флотилия выглядела, конечно, разношерстно, но все-таки нарядно. Борта отсвечивали свежей краской, блестели надраенные поручни кто имел сигнальные флаги, тот «выбросил» над мачтами приветственные слова. Суда разнокалиберные, большей частью списанные с большого флота и оснащенные на свой детско-юношеский лад.
Единственное новое судно — «Юный балтиец» сработано корабелами Балтийского завода специально для юных моряков Ленинградского Дворца пионеров (о нем читайте в «КиЯ» №144). Тут же вижу хозяина — «Юность Карелии». Петрозаводский кюмовский флот, надо сказать, весьма внушительный и оригинальный. Очень жаль, что не довелось увидеть «Помора», сработанного детскими руками (разумеется, не без помощи опытных корабелов) на манер старинных поморских кочей. Вместе с архангельской «Ло-дьей» они отправились на Грумант (к берегам Шпицбергена). Сам факт говорит за себя и делает честь местному КЮМу.
В облик самого Петрозаводска, кстати, вписался новый яркий штрих: ко дню рождения города предприятия преподнесли жителям подарок — детский морской городок с «потешным флотом». Суда изготовили корабелы завода «Авангард». Это копии петровских фрегатов, уменьшенные в несколько раз, но вполне действующие. На запруженной реке Лососинке в центре города к фрегатам не подступиться — очень хочется поплавать малышне. «Оморячиванию» Петрозаводска хорошо послужили ставшие очень популярными «Онежские регаты». Словом, город к парусу повернулся лицом и от этого только выиграл.
Иду по причалу, вижу детские суда из Мурманска, Кронштадта, Таллинна, Москвы — на каждом своя жизнь, своя школа, свой уклад и порядок.
«Саша Ковалев» стоит у стенки в середине флотилии Как и положено на уважающем себя судне, у трапа стоят дежурные. Спрашиваю о капитане или старпоме и слышу в ответ... немецкую речь Переводчики оказались рядом. Узнаю, что дежурят ребята из Ростока Питер Краузе и Роберт Янцен, они в составе экипажа.
«Саша Ковалев» — представитель Новгорода, один из первенцев кюмовской флотилии. Новгородский КЮМ был создан в 1967 году, его бессменным руководителем асе 22 года является Николай Григорьевич Варухин. Как ушел с большого флота (был капитаном на транспортных судах), так и попал в «плен» к новгородской ребятне. Поначалу собралось вокруг бывшего капитана человек двадцать, чтобы вместе воскресить какое-то малое суденышко. Задышало, задвигалось — стали на нем выходить на озеро Ильмень. Потом потянуло подальше.
Словом, пошло все по схеме: от нуля и выше. Ремонтной базы не было, опыта — тем более, но брались за дело и дело спорилось. Сейчас в нов городском КЮМе 6S0 человек, свой флот, а в нем есть «Саша Ковалев», получивший сертификат Регистра СССР. Списанный морской тральщик водоизмещением 600 тонн, длиной 58 м, шириной 8 м, осадкой 2,2 м. Все сработано на нем детскими руками: от прежнего корабля оставлен только корпус. Получилось замечательное судно Нарекли его именем героя войны. Саша Ковалев погиб в 17 лет на северном флоте. Он закрыл грудью пробитый коллектор и спас торпедный катер и товарищей.
У судна «Саша Ковалев» началась биография плаванием на Соловки, побратались с Белым морем. В 1985 г. сходили в Росток (ГДР), в 1986 г. — в городок Уусикаупунки (Финляндия). Получили, стало быть, право на загранплавания. Думаете, были скидки на юность команды, когда перед этим судно осматривали инспектора Регистра? Наоборот, придирок оказалось гораздо больше: «У вас дети — ответственность вдвойне!» Перед каждым выходом портнадзор и пожарники перетрясут на судне все до последнего спасжилета. А легко ли мальчишкам получить паспорт моряка? Все это пробивалось, увы, в застойные годы.
Новгородский клуб очень подружился с ребятами из Ростока. В гости к кюмовцам приходило немецкое судно «Зайт берайт», поэтому не случайны в экипаже «Саши Ковалева» немецкие школьники. Еще пример: на «Погории» от нашей страны ходило 20 человек, шестеро — новгородцы. Случайно? Нет. Варухин предварительно скатал в Польшу, наладил связи, даже изрядно поработал на самом паруснике, готовя его в дальний поход. И, конечно же, его подопечные легче прошли отборочный конкурс. Они уже знали «Погорию» со слов своего руководителя и тренированы были «на все сто». Обучение и плавание на этом судне организовано в лучших традициях морской школы. Кстати, на слет были приглашены участники дальних походов на «Погории», был здесь и капитан баркентины Кшиштоф Барановский с судовым доктором и тоже отменным моряком Анджеем Зугай. Одно их присутствие обязывало говорить всерьез о кюмовском движении.
Новгородцы многим клубам могут служить примером, их опыт все-таки отечественный. Вот и новая страничка — «Славия»...
О парусе всерьез стали думать, когда моторный флот КЮМа основательно утвердился. Где взять для парусника подходящий корпус? Узнали про эстонский рыболовецкий колхоз «Октябрь», добрались до него и купили по остаточной стоимости старенький СТБ. Оставили только дизель, все прочие «потроха» выбросили, а корпус стали переоборудовать в шхуну. Это была большая работа, кропотливая. «Славия» вошла в состав новгородской флотилии. А сейчас ребята мечтают о большом паруснике типа «Погории», чтобы можно было выходить в океан. Шестеро новгородских школьников это удовольствие вкусили: в 15 лет обогнуть мыс Горн! Но «Погория» все-таки стоит 6 миллионов... Где же взять такие деньги?
В этом плане показателен пример Камчатки. Детско-юношеский морской клуб в Петропавловске-Камчатском выбыл из системы народного образования в 1986 году.
— Тогда мы влачили жалкое существование, — говорит директор клуба Василий Николаевич Мишин.
Юные моряки Камчатки встали под знамя Камчатского морского пароходства, а региональный центр ТТМ при областном комитете ВЛКСМ предоставил им финансовую самостоятельность. Отношение с партнерами здесь строятся на хоздоговорных началах. Партнеры весьма солидные: пароходство, п/о «Камчатрыбпром» и межколхозное производственное объединение. С ними заключен долгосрочный договор (до 2000 года) на подготовку кадров в стенах клуба. Предприятия сняли с себя заботу о профориентации, платят клубу солидные деньги (ежегодно по 200 тысяч рублей) и уверены, что юные моряки рано или поздно придут к ним на суда. И практика это подтвердила.
За полгода была создана отличная учебная база, которую не могли сколотить за 10 лет. Штатных работников всего 50 человек. Кстати, преподаватели попутно ведут платное обучение взрослых — готовят судоводителей маломерных судов. Разумеется, дети за обучение денег не платят, здесь они учатся их зарабатывать. Перевозят, в частности, народнохозяйственные грузы. Да и вообще флот клуба не простаивает. С октября по апрель, когда ребята полностью заняты в школах, флот фрахтуется «Камчатрыбпромом», от чего клубу набегает еще около 100 тысяч рублей.
В такой клуб с неким производственным уклоном дети идут куда охотнее. Они уже не просто школьники, а еще и курсанты: через три года получают настоящее удостоверение моториста, судоводителя или радиста. Обязательной отработки нет, как после училища, но желание работать чаще оказывается сильнее закона. «Трудные» пр своей воле покинули подвалы и подворотни, пришли в клуб. И флот здесь не латаный, и преподаватели — профессионалы.
На мой взгляд, опыт очень интересный. Об этом и зашел разговор с начальником управления организации внешкольной и внеклассной работы Госкомитета СССР по народному образованию Людмилой Яковлевной Олиференко.
— Это же настоящее производственное подразделение! А мы должны воспитывать детей и не вправе забывать об основном назначении КЮМа...
Словом, народному образованию такая форма работы с ребятами не подходит. Я не специалист в педагогике, но позволю себе с таким заключением не согласиться.
Воспитывать — не значит говорить, «что такое хорошо, а что такое плохо». Пожалуй, это, прежде всего, вместе что-либо делать, не мешало бы и думать вместе с детьми. Только на слете самих детей почему-то мало слушали и редко давали им говорить. Если бы не выходила ежедневно огромная стенгазета «Товарищ», то слет можно было бы назвать слетом взрослых, приехавших со всей страны посмотреть различные морские соревнования детей. Кстати, газету делал карельский профессиональный юнкоровский клуб, который давным-давно на хозрасчете (все купили сами — от машинки до фотоаппаратуры). И это опыт! Но и такое было: когда дети, как педагогам казалось, говорили в газете не то, она потихоньку снималась. Все в «лучших» традициях советской педагогики. Оттуда же и боязнь детского заработка, оттуда и неприятие камчатского опыта. Он не нуждается в диктате, значит педагогике не подходит...
Может сложиться впечатление, что опыт камчатского КЮМа сродни сухому режиму предприятия. Увы! Организаторы клуба, например, открыли на озере Воробьином оборонно-спортивный лагерь. Более того, предприятия-спонсоры выделили средства на собственную камчатскую «Погорию»! Дело вышло уже из стадии переговоров. Кшиштоф Барановский доставил и вручил на слете директору клуба Василию Мишину рабочие чертежи заказанного парусника.
Новгородский и камчатский КЮМы, как видим, основательно отличаются друг от друга по многим статьям, хотя оба имеют определенные привлекательные стороны. По-своему работают москвичи. Контр-адмирал Е. А. Скворцов не без гордости подметил, что к ним приезжали представители 60 клубов страны за методическими документами. И тут же посетовал, что весь их флот на саморемонте, ребята ходят на судах сорокалетней давности. Флот — солидный: 30 единиц, из них 8 больших судов. Это бывшие большой охотник, два тральщика, речной теплоход... Но и на постоянный ремонт нужны деньги! Как быть? Ведь у народного образования кроме внеклассной работы море проблем, которые тоже решаются не без финансирования. Ясно, что КЮМы в таких условиях будут содержаться по «остаточному принципу».
Уйти клубам из-под опеки народного образования!
Я бы на это ответил сегодня категорическим нет. Камчатский вариант далеко не всюду может утвердиться, ибо спонсоры бывают разные. Народное образование своими далеко не могучими силами все-таки создало сеть клубов и как-то она держится. Ей просто нужен помощник — энергичный и денежный. На эту роль решил выдвинуть себя ЦК ВЛКСМ. А чтобы не запеленать идею в обертку пышных слов, необходимо объединение всего кюмовского движения в единый фронт, ассоциацию, лигу, общество... Такой и была сквозная тема всего слета. Отнюдь не мода продиктовала ее. Нужен центр, нужна подготовка преподавателей совершенно особого рода для КЮМов, нужна единая база и сильный финансовый стержень. Детям необходимы новые серийные промышленного изготовления суда для ближних и дальних плаваний... Одним словом, необходимо возрождать маломерный флот и, конечно, былую честь и славу вернуть парусу.
На слете представители ЦК ВЛКСМ громогласно объявили, что за такое дело они берутся и готовы внести конкретную финансовую лепту. В республиканской газете по этому поводу выступил представитель ЦК Сергей Вьюгин и всех заверил таким образом: «Сейчас при участии БММТ «Спутник» решаются вопросы использования фонда на строительство судов. Пока предлагается строительство серии из трех судов, одно из которых будет работать на Камчатке, второе — на Балтике, третье — в пионерском лагере «Орленок». Кстати, орлятская дружина «Штормовая» вполне может стать учебно-методическим центром нашего объединения»...
Заявление С. Вьюгина было подано весьма решительно: «Вся власть — союзу!» Надо полагать, союзу кюмовцев. И все было бы в этих громких словесах сносно, если бы не проглядывала прежняя тенденция — всех заслонить своим комсомольским флагом. Даже не были упомянуты щедрые спонсоры юных моряков Камчатки. У комсомола, видимо, сохранились прежние замашки: только знамя нести...
Объединить усилия кюмовцев в любом случае необходимо, и если комсомол послужит этой идее не на словах, а на деле, то будет прок. Но и органам народного образования нельзя допускать успокоенности. Даже с приходом молодого энергичного и богатого помощника мореходные дела детей вряд ли смогут наладиться сами собой. Имеющийся опыт лучших КЮМов просто необходимо распространять: новгородский, карельский...
Особо следует отметить один огромный, на мой взгляд, пробел в кюмовском движении. Случилось так, что при его зарождении забыли (а может, просто не было условий) о возможностях самостоятельного конструирования и постройки судов. Ограничились судомоделизмом. Не исключено, что мы лишились многих конструкторов и кораблестроителей. А что может быть приятнее плавания на судне собственной конструкции и изготовления?!
Как хотелось бы иметь в нашей огромной стране хорошую пионерскую судоверфь. Думаю, что объединение кюмовцев поможет решить и такую проблему. КЮМ — организация творческая, а в любом творчестве опасны стереотипы, не надо бояться новаторства!