СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОДНОСТИ К ПЛАВАНИЮ

Ремонт т/х "Ленинград"

В настоящее время учебное судно «Ленинград» спущено на воду, но не прошло ходовые испытания, без которых не возможна эксплуатация судна.
Эксплуатация судна также не возможна без устранения несоответствий технического состояния элементов судна (часть палубного настила) требованиям Российского Речного Регистра.

На у/с «Ленинград», для признания его годным к плаванию, необходимо выполнить следующие основные ремонтные работы:

-  замена палубного настила или расчет прочности палубы
- дефектация систем (осушительной, водотушения), швартового устройства, якорного устройства;
-  проверка КИП;
- изготовление, монтаж и доработка лееров в соответствии с требованиями РРР.

Учебное судно «Ленинград» является уникальным и единственным оставшимся на ходу из серии Больших охотников за подводными лодками пр.122-бис на территории бывшего СССР. Корабли этого проекта составляли костях охранения караванов, проходивших по Северному Морскому Пути в послевоенные годы. В ряде стран корабли этого проекта до настоящего дня несут службу в качестве судов береговой и пограничной охраны. Легендарный проект 122-бис это венец конструкторской мысли, выстраданный ошибками войны. Проект, создавался для нужды Морской Погранслужбы НКВД/НКГБ СССР. Заданные требования были самыми высокими.

Его незаменимость в научно-техническом и историческом плане очевидна. Малая осадка и габариты, маневренность, неприхотливость в обслуживании, а также способность брать на борт до 60 человек. В 70-е годы флот вышел на новый уровень. Стали применять газо-турбинные движители, габариты существенно возросли, а управление судном и агрегатами стало электронным. Современные военные суда поднимают большую волну, что не позволяет использовать их в акваториях рек и каналов. Все эти обстоятельства, дали возможность использовать корабли этого проекта, после вывода их из состава ВМФ, в качестве учебных. Многие корабли продолжили свою славную историю в Клубах юных моряков, которых по стране насчитывалось более 350. Вот только некоторые корабли: «Лёня Голиков» в Великом Новгороде, «Заря» в Ярославле, «Юный Севастополец» в Севастополе и конечно «Ленинград» в Москве.

Теплоход «Ленинград» 1950 года постройки, как большой охотник за подводными лодками проекта 122-бис, укомплектован оригинальными узлами, агрегатами и деталями более чем на 90%. В конструкцию теплохода вносились незначительные изменения, в целях адаптации судна из боевого под учебный. Теплоход спущен на воду более 50-ти лет назад, а суда данного проекта более не производятся. Теплоход в полностью работоспособном состоянии. «Боль­шой охот­ник», как раз­но­вид­ность ма­ло­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля (кон­цеп­цию сфор­му­ли­ро­ва­ли еще в 20-х гг. - «ис­ка­тель под­вод­ных ло­док»), в на­шей стра­не соз­да­ли бу­к­валь­но на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Ос­нов­ной за­да­чей, воз­ла­гае­мой на эти ко­раб­ли, яв­ля­лось не­се­ние до­зор­ной и ох­ран­ной служ­бы в ближ­ней зо­не на­ших во­ен­но-мор­ских баз и на пу­тях раз­вер­ты­ва­ния сил фло­та. Пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет дос­та­точ­но мо­ре­ход­ный и бы­ст­ро­ход­ный ко­рабль, с уве­ли­чен­ной даль­но­стью пла­ва­ния, не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния, ко­то­рый был бы спо­со­бен не­сти со­вре­мен­ное по то­му вре­ме­ни воо­ру­же­ние для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми. В 1940 г. Во­ен­но-мор­ской ака­де­ми­ей бы­ло вы­пол­не­но тех­ни­че­ское обос­но­ва­ние к боль­шо­му охот­ни­ку, пред­на­зна­чен­но­му «для эс­кор­ти­ро­ва­ния и дей­ст­вий по вы­зо­ву вне рай­онов ба­зы». Реализованы эти требования были в Больших Охотниках проекта 122, к тому моменту уже заложенные на за­водах №340 и №300. Па­рал­лель­но с по­строй­кой осу­ще­ст­в­ля­лась и кор­рек­ти­ров­ка про­ек­та. «Ар­тил­ле­рист», го­лов­ной боль­шой охот­ник за­во­да №340, со­шёл на во­ду 21 ап­ре­ля 1940 г., а за ним в том же го­ду, на том же за­во­де спус­ти­ли и вто­рой - «Ми­нёр».По сво­им ко­раб­ле­строи­тель­ным эле­мен­там оте­че­ст­вен­ные ко­раб­ли пр. 122-а не ус­ту­па­ли по­став­ляв­шим­ся на­ше­му фло­ту по лен­д-ли­зу аме­ри­кан­ским охот­ни­кам ти­пов PC и PCS, не­сколь­ко пре­вос­хо­ди­ли их по ар­тил­ле­рий­ско­му воо­ру­же­нию и ус­ту­па­ли им по со­вер­шен­ст­ву ра­дио­ло­ка­ции и гид­ро­аку­сти­ки.

В тех­ни­че­ском про­ек­те 122-бис уда­лось по­вы­сить проч­ность кор­пу­са, мо­ре­ход­ность с 6-7 до 9 бал­лов и не­сколь­ко уси­лить воо­ру­же­ние. В пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие строи­тель­ст­во боль­ших охот­ни­ков, в це­лом хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя в го­ды вой­ны, про­дол­жа­лось. Боль­шие охот­ни­ки за под­вод­ны­ми лод­ка­ми пр. 122-бис строи­лись круп­ной се­ри­ей и в не­сколь­ких мо­ди­фи­ка­ци­ях. Ор­га­ни­за­ция по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков пр. 122 бис на за­во­де име­ни Горь­ко­го в г. Зе­ле­но­доль­ске впервые в истории отечественного судостроения осу­ще­ст­в­ля­лась по­точ­но-по­зи­ци­он­ным ме­то­дом. Это по­зво­ля­ло сда­вать фло­ту еже­год­но по 25-30 ко­раб­лей. За что, конструкторская группа была удостоена Сталинской премии.

В 1945 г. на за­во­де №340 за­ло­жи­ли пер­вые боль­шие охот­ни­ки по про­ек­ту 122-бис, стро­ив­шие­ся дву­мя круп­ны­ми се­рия­ми. Все­го с 1939 по 1955 г. бы­ло по­строе­но и сда­но фло­ту 275 еди­ниц боль­ших охот­ни­ков за под­вод­ны­ми лод­ка­ми пр. 122 раз­лич­ных его мо­ди­фи­ка­ций. В 1956 г. большие охотники переклассифицированы в малые противолодочные корабли МПК

В 1954 г. впервые в истории пограничных войск шесть охотников проекта 122бис совершили сложнейший переход из Баренцева моря на Тихий океан по СМП. Операции по переводу столь малых кораблей по СМП своим ходом стали одной из интереснейших страниц истории нашего флота послевоенного периода. Для осуществления этой задачи формировались караваны, так называемые «экспедиции особого назначения» (ЗОН), которые совершали переход в благоприятное летнее время. Таких экспедиций было несколько: в 1954, 1956, 1958 и 1959 гг.

Бла­го­да­ря сво­им по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вам, осо­бен­но воз­мож­но­сти мно­го­це­ле­во­го ис­поль­зо­ва­ния, БО про­ек­та 122-а и про­ек­та 122-бис при­вле­ка­ли вни­ма­ние дру­же­ст­вен­ных ВМС ко­то­рые в ре­зуль­та­те вой­ны бы­ли фак­ти­че­ски раз­гром­ле­ны. Пер­вы­ми были переданы БО-101 и БО-104 в со­став ВМФ Бол­га­рии в 1948 г. В на­ча­ле ок­тяб­ря 1953 г, ЦКБ-340 и за­вод №340 на­ча­ли под­го­тов­ку и вы­пуск тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции для «за­ка­за 6604» - ор­га­ни­за­ции по­строй­ки ко­раб­лей про­ек­та 122-бис в КНР. Тем самым, по сути организовав с нуля, все военное судостроение КНР. В 1957 г. в состав ВМС Польши: «Zwinny» (DS-45), «Zrecny» (DS-46), «Wytrwaly» (DS-47) и «Grozny» (DS-48). В 1956-1958 гг. БО про­ек­та 122-бис из со­ста­ва ЧФ бы­ли пе­ре­да­ны ВМФ Ал­ба­нии, Ру­мы­нии, Егип­та. По­сле 1958 г. два та­ких ко­раб­ля (быв­шие МПК-160 и МПК-162) сме­ни­ли сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков про­ек­та 122-а в со­ста­ве бол­гар­ско­го фло­та. В но­яб­ре 1958 г. Ин­до­не­зии бы­ли пе­ре­да­ны МПК-455 и МПК-468. Поз­же, в 1960-1961 гг. ЦКБ-340 раз­ра­бо­та­ло до­ку­мен­та­цию на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние ко­раб­лей про­ек­та 122-бис на экс­порт - про­ект 06. Все­го бы­ло пе­ре­обо­ру­до­ва­но во­семь ко­раб­лей (зав. №487, 488, 489, 495, 496, 501, 543, 544). Все они в 1962-1963 гг. бы­ли пе­ре­ба­зи­ро­ва­ны в Ин­до­не­зию. В 1962-1966 гг. боль­шие охот­ни­ки про­ек­та 122-бис по­пол­ни­ли ВМФ Ку­бы. В со­ста­ве оте­че­ст­вен­но­го ВМФ боль­шие охот­ни­ки пр. 122 ос­та­ва­лись до кон­ца 60-х го­дов. Корабли этого проекта участвовали в последнем пушечном корабельном бою с прямой видимостью противника.